Первая седмица Петрова поста

çáßÔáó¬áС началом Петрова апостольского поста, 13 июня священником нашего прихода Алексием Пимоновым была отслужена Божественная литургия.

Православный пост имеет глубокие корни. Согласно свидетельству святых отцов Православной Церкви, пост был дан как заповедь Адаму и Еве еще в раю, где Бог запретил им вкушать плоды  с дерева познания добра и зла (Быт. 2:16-17). И если нарушение поста в раю послужило причиной искажения грехом Богоподобной человеческой природы, то  воздержание в посте способствует обратному процессу, то есть очищению души от греха.

В Новом Завете первый пример поста нам дается Иисусом Христом. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола.» (Матф. 4:1) Перед вступлением своим на проповедь Евангелия по крещении своем он удалился в пустыню на 40 дней и провел в посте и молитве.

Спустя время ученики Иисуса Христа также постились перед проповедью Евангелия.

8 июля сего года начался Петров пост или «апостольский» пост. Новозаветная книга «Деяния святых апостолов» сообщает: после Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на учеников Христа, они воздерживались от пищи и молились, готовя себя к проповедничеству. Петров же пост, как и другие посты, готовит верующих к празднованию дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Установление Петрова поста относится к первым временам раннехристианской Церкви. В апостольских постановлениях, одном из древнейших сборников церковного права, об этом посте пишется так: «После Пятидестяницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; спарведливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». Церковь и святые отцы называют апостолов Петра и Павла первоверховными по первервенству их трудов и порядка, и так как в Деяниях апостольских повествуется о трудах апостолов Петра и Павла. В тоже время Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1:18), все они наделены равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи.

Особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику сугубой молитвой, а так же воздержанием в пищи и питии.

Раньше Петров пост называли Постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте – 2 Кор. 11:27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христвы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой.

Продолжительность этого поста всегда разная, так как он начинается через семь дней после праздника Святой Троицы и заканчивается всегда 12 июля,  в день памяти апостолов Петра и Павла. Самый продолжительный пост длится 6 недель, а самый короткий – неделю и один день.

Петров пост не является таким строгим, как Великий пост. Церковный устав предписывает воздерживаться только от мясной и молочной пищи, а по средам и пятницам — также от рыбы, но в продолжения всего поста на каждый день благословляется для употребления в пищу растительное либо оливковое масло и морепродукты.  В субботу, воскресенье и храмовые праздники разрешается употребление вина.

Петров пост нужен нам для того, чтобы приготовить себя достойным образом к прославлению имени святых первоверховных апостолов Петра и Павла, сказал в своей проповеди патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Пост, в первую очередь – это  духовное воздержание. Чтобы воздерживаться от страстей, не осквернять свое жилище.

«Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему», — говорил святой Серафим Саровский.

День апостолов Петра и Павла, к которому мы готовимся во время поста, – это призыв к миссионерству. Но есть одно миссионерство, которое доступно каждому человеку, – быть для всех, светом, как говорил преп. Амвросий Оптинский: «Жить – не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение»!

Просмотры: 123

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *