Начало Великого поста

заставкаПост Святой Четыредесятницы называется Великим постом в связи с особой важностью его установления. Традиционно, Святая Четыредесятница и все богослужения начинаются с вечерни масленичной (сыропустной) недели. Во время вечернего богослужения в Прощеное воскресенье, когда бывает чин общего прощения в храме.

Великий пост установлен, главным образом, в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню и постился там (Мф. 4, 2), а также в память сорокадневного поста Моисея (Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8).
О том, что пост был установлен апостолами и длился сорок дней почти с начала его установления, есть свидетельства с глубокой древности, а само название «Четыредесятница» часто встречается в древних письменных памятниках.

Однако, соблюдался пост Святой Четыредесятницы (длившийся повсюду 40 дней) в древней Церкви не в одно и то же время. Это зависело от неодинакового исчисления дней поста и дней, когда он разрешался. В Восточных Церквях существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста установился в IV веке. Великий пост состоит из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых. В Постановлениях апостольских о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы)» (кн. 5, гл. I).

В практике древних христиан Великий пост соблюдался с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца. Правила соблюдения Великого поста отражены и в церковном Уставе. В первую и Страстную седмицы Православная Церковь предписывает хранить особо строгий пост. В понедельник и вторник первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение. В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). И только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы. Церковь действуя в духе любви и милосердия Божия, не возлагает правил пощения во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в радости причащения святых Христовых Таин и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны во время Великого поста совершать дела любви и милосердия и, также как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов.

Данный Устав воздержания в пищи и питии лёг в основу монашеского устава. В современной приходской практике соблюдения Великого поста есть определённые различия. Связаны они прежде всего с тем, насколько человек решивший понести тяготы поста, воцерковлён и здоров физически. Бывает так, что из лучших побуждений приступая к подвигу поста многие стараются держать его в полноте Устава, при этом на другие обязанности, как то – физический или умственный труд, который обязан выполнить человек, сил как правило хватает не достаточно. Поэтому святые отцы Церкви поучают нас во всём искать золотую середину, не ударяться в крайности и к воплощению в духовной жизни каждой добродетели относиться с рассуждением. Для этого всегда нужно советоваться с духовенством прихода, в который ходят прихожане и брать благословение на исполнение в полной строгости поста или в его послаблении. Священник прихода большей частью знает быт и обязанности своих прихожан, поэтому может дать нужный совет и благословение на несение поста, с тем чтобы прихожане могли его соблюсти и выполнить те обязательства, которые у них есть перед ближними и обществом.

В многочисленных богослужебных песнопениях Святой Четыредесятницы, Церковь разъясняет сущность истинного поста —  как средства духовного возрождения: время духовного подвига, самоотвержения, умерщвления греховных пожеланий. Поэтому Церковь называет Святую Четыредесятницу веселым временем поста.

Просмотры: 42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *