Божественная литургия в субботу сырной седмицы

17 февраля с. г., в субботу седмицы сырной (масленицы), прп. Исидора Пелусиотского (около 436-440 гг.), в приходе Сретения Господня г. Алена была совершена Божественная литургия.

Сыр­ная сед­ми­ца – пред­две­рие Ве­ли­ко­го по­ста. Свя­тая Цер­ковь на­зы­ва­ет ее «свет­лым пред­пу­ти­ем воз­дер­жа­ния», «на­ча­лом уми­ле­ния и по­ка­я­ния», по­это­му не по­до­ба­ет ис­тин­ным ча­дам Церк­ви Хри­сто­вой пре­да­вать­ся в мас­ле­ни­цу раз­гу­лу, мир­ским за­ба­вам и раз­вле­че­ни­ям.

В сыр­ную суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся вос­по­ми­на­ние свя­тых му­жей и жен, «в пост­ни­че­стве про­си­яв­шие свет­ло, пре­по­доб­но же по­жив­шия». При­ме­ром свя­тых по­движ­ни­ков Цер­ковь укреп­ля­ет нас на по­двиг ду­хов­ный, «яко да и пер­во­об­раз­но­му, незло­би­во­му взи­ра­ю­ще жи­тию их, мно­го­вид­ныя и раз­лич­ныя де­ла­ем доб­ро­де­те­ли, яко­же ко­муж­до си­ла есть», пом­ня, что и свя­тые по­движ­ни­ки и по­движ­ни­цы, про­слав­ля­е­мые Цер­ко­вью, бы­ли людь­ми, об­ле­чен­ны­ми немо­ща­ми пло­ти по­доб­но нам.

В эту по­след­нюю пе­ред Ве­ли­ким по­стом суб­бо­ту Цер­ковь при­зы­ва­ет пра­во­слав­ных хри­сти­ан по­чтить «в под­ви­зех про­си­яв­шия бо­же­ствен­ныя от­цы, яже из­не­се сво­им вся­кое ме­сто, и град, и стра­на». Как на­пут­ствие пе­ред про­хож­де­ни­ем по­дви­га по­ста Цер­ковь пред­ла­га­ет нам жи­тия всех тех, кто по­дви­гом пост­ным во­шел в «рай сла­до­сти», на­сла­жда­ясь ныне Небес­но­го Цар­ствия. Этот древ­ний празд­ник объ­еди­нил па­мя­ть мно­же­ства свя­тых раз­ных стран и на­ро­дов, при­чем для неко­то­рых из них этот день остал­ся един­ствен­ным днем их глас­но­го цер­ков­но­го по­ми­но­ве­ния. На сле­ду­ю­щий день, в вос­кре­се­нье, в хра­мах со­вер­ша­ет­ся так на­зы­ва­е­мый «Чин про­ще­ния», ко­гда хри­сти­ане вза­им­но ис­пра­ши­ва­ют друг у дру­га про­ще­ния обид, чтобы с чи­стой со­ве­стью и мир­ной ду­шой всту­пить в свя­тое вре­мя Ве­ли­ко­го по­ста, под­ра­жая хо­тя бы в эти дни Че­ты­ре­де­сят­ни­цы по­дви­гу ве­ли­ких пре­по­доб­ных от­цов.

 Преподобный Исидор Пелусиот
 (О делах милости духовной)

I. В числе великих подвижников, которые избрали пустынное житие ради любви Христовой, церковь чтит преподобного Исидора Пелусиота, память коего совершается ныне. Он оставил много писем и сочинений, исполненных мудрости и назидательных наставлений. Св. Исидор жил в пятом веке. Он родился в Египте, от богатых родителей, получил хорошее образование, и в молодых летах оставил мир, желая уединения. Он постригся, потом поселился в пустынном месте, близ города Пелузии, в нижнем Египте, отчего и получил прозвание Пелусиота. Тут он жил в строгом воздержании, носил грубую одежду, и питался одними кореньями; безпрестанно молился и возносился мыслию к Богу. Слух о его строгой и благочестивой жизни привлек к нему других подвижников, и он был избран в настоятели монастыря. Постоянно заботясь о душевной пользе братий, он руководил их мудрыми наставлениями, учил их словом и примером смирению, кротости, милосердию, нестяжанию, борьбе против страстей и мирских помыслов.

Впрочем, не к одним инокам и пустынножителям обращал преподобный Исидор поучения свои. Его сочинения содержат много назидательного для людей всякого звания. В письмах, которых дошло до нас более двух тысяч, он обращался и к правителям, и к епископам с мудрыми советами; он опровергает лжеучения; излагает догматы веры, объясняет священное писание, так что всякий может из них почерпнуть себе полезное наставление. Высшее свое счастие он поставлял в том, если ему удавалось спасти какую-либо погибавшую душу, т.е. оказать ей духовную милость.

II. Да послужит для нас светлый образ преп. Исидора Пелусиота примером духовного милосердия к нашим ближним.

а) Милосердие по отношению к телу имеет столько разнообразных видов, что, можно утверждать, решительно нет ни одного человека, который бы не мог так или иначе выполнить его. Напитать алчущаго, напоить жаждущаго, дать пристанище странному, одеть неимущаго в одежды, послужить больному, посетить заключенного в темницу – все это различныя действия милосердия, за которыя Господь наш И. Христос обещал в награду царство Отца Своего (Матф. 25, 35–36), и которыя если не все возможны и доступны для всех нас, то по крайней мере многия для многих. И вовсе не нужно человеку быть богатым, дабы быть милосердым, ибо и телесныя дела милосердия оцениваются не по видимой значительности, не по количеству, а по качеству, по усердию, с каким делаются, по чистоте средств, намерений и побуждений. Оттого иногда одна чаша студеной воды бывает дороже для принимающаго и спасительнее для подающаго, чем горсть золота, брошенная по тщеславию или с пренебрежением к нуждающемуся.

б) Но наряду с телесными нуждами ближних есть и весьма разнообразныя духовныя, требующия также нашего сострадательного участия. Вот ближний наш недугует невежеством в деле веры, предан грубому суеверию, недалек от опасности попасть в сети лжеучителей, людей нечестивых и порочных, – поспешим к нему на помошь, как поспешили бы к утопающему: всеми зависящими от нас мерами, какие внушает нам искреннее участие к нему, постараемся уклонить его от зла, помня слова св. апостола, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 20). Не будем дожидаться вызова со стороны нуждающихся в духовной помощи нашей, а поступим с ними так, как поступает с ними Господь Бог, Который говорит о себе: Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли неискавшие Меня (Ис. 65, 1).

Ближний наш предан безутешной печали и малодушию по случаю постигших его житейских невзгод, бед и несчастий; он, может быть, склонен роптать на Бога и готов впасть в уныние и отчаяние – грех Каина и Иуды, – примем в нем участие, войдем в его положение, дадим ему понять, что мы сочувствуем ему, разделим его скорбь: плачущий вместе с плачущими – великий для них благодетель.

Ближний наш при встрече с тяжелыми обстоятельствами не знает, как поступить, на что решиться, – подадим ему добрый совет и тем предупредим неблагоразумный и, быть может, безповоротный шаг, в котором он стал бы потом раскаяваться.

Мы не можем быть наставниками и руководителями других, – найдем и другие способы быть милосердыми. Нас оскорбил кто-нибудь: мы, конечно, имеем право искать законного удовлетворения за обиду, но лучше стерпим и простим оскорбившаго, – и мы прекрасно исполним заповедь милосердия.

III. Будем же, братие, подражать всемилостивому Спасителю нашему, да и нам Господь И. Христос окажет милосердие на страшном суде.

Из книги протоиерея Григория Дьяченко

«Полный годичный круг кратких поучений,

составленных на каждый день года»

(орфография оригинала)

Просмотры: 63

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *