День памяти блж. Симона Юрьевецкого

17 ноября с. г., в субботу 25-й седмицы по Пятидесятнице, Святая Церковь среди прочих святых совершает память блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584 г.).

Бла­жен­ный Си­мон Юрье­вец­кий ро­дил­ся в се­ле Брат­ском, ныне Оделево Приволжского района Ивановской области, в бла­го­че­сти­вой се­мье кре­стьян Ро­ди­о­на и Ма­рии Ши­то­вых. Они были простые земледельцы, но люди благочестивые. Во Свя­том Кре­ще­нии он был на­зван Си­мо­ном в честь свя­то­го апо­сто­ла Си­мо­на Зи­ло­та (па­мять 10/23 мая). С юно­ше­ских лет Си­мон при­нял на се­бя осо­бый по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди и ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма в дре­му­чие ле­са, око­ло се­ла Ел­на­ти.

Од­на­жды ел­нат­ские по­се­ляне уви­де­ли в ле­су че­ло­ве­ка, из­мож­ден­но­го, в од­ной ру­ба­хе, бо­со­го, ко­то­рый на­звал им толь­ко свое имя – Си­мон, о нем со­об­щи­ли мест­но­му свя­щен­ни­ку Иоси­фу, и тот взял бла­жен­но­го в свой дом.

Свя­той Си­мон на­чал хо­дить по до­мам ел­нат­ских жи­те­лей и по­мо­гал им в ис­полне­нии са­мых труд­ных ра­бот, но пла­ту не брал. Несмот­ря на по­сто­ян­ные тру­ды, он часть дня и но­чи усерд­но мо­лил­ся, из­ну­рял свое те­ло по­стом и лю­бил по­се­щать храм Бо­жий. Зи­мой и ле­том он хо­дил толь­ко в льня­ной ру­баш­ке и бо­сым, так что ко­жа его по­чер­не­ла, и спал на го­лом по­лу. Нера­зум­ные лю­ди неред­ко же­сто­ко би­ли его. Бла­жен­ный крот­ко пе­ре­но­сил все оскорб­ле­ния и на­смеш­ки и не пла­тил злом за зло, но мо­лил­ся за обид­чи­ков, а се­бя по­сто­ян­но уко­рял и на­зы­вал «глуп­цом» и «несы­той гор­та­нью».

15 лет жил в Ел­на­ти бла­жен­ный Си­мон, а затем перешел жить в Юрьевец. Молчаливый, худой –  кожа да кости  – он помогал без оплаты юрьевчанам колоть дрова, чистить снег, копать грядки. Он никогда не оставался без работы, никогда не бездельничал и не отдыхал. Симон изнурял себя постом и молитвами. Ежедневно ходил в местные храмы – это было единственным утешением в его скорбной жизни. Поклонов при богослужении не делал, не крестился, стоял – весь внимание. Ночевать он уходил в полюбившуюся Богоявленскую обитель или на заезжий двор, откуда его нередко выгоняли на стужу. Симон не обижался. За плевками в свою сторону, непониманием, ему было легче сохранять чистоту души и тела, скрывать свои добродетели от славы земной ради Христа. Стоя на коленях в снегу, он клал за ночь тысячу, а то и две–три тысячи поклонов, моля Всевышнего о прощении людской злобы.

Иногда горько оскорбляли блаженного недобрые люди, смеялись над ним, как над безумным, укоряли его в притворстве, толкали и даже били его. Но кроткий Симон все оскорбления переносил терпеливо, даже не уклонялся от обид и иногда сам напрашивался на оскорбления, притворяясь нахалом, хотя имел в себе Христово смирение. И не только не платил за зло злом, но еще молился за обижающих его. Так терпя от других обиды, он говорил про себя: «Господи, не поставь им это в грех», а вслух еще укорял самого себя. У него была такая поговорка: «Симон, ты глупец, несытая гортань».

Блаженный Симон ходил обыкновенно по улицам Юрьевца и заходил в разные дома. Один раз пришел он в дом воеводы Третьяка Трегубы и вел себя в нем неприлично, как бы безумный. Увидя его в своем доме, воевода обиделся, что блаженный осмелился зайти к нему в дом, да еще и безобразничать. Начал он упрекать своих слуг за то, что они безумного пустили в дом, и приказал тотчас выгнать Симона со своего двора. Рабы, исполняя приказание своего господина, бросились на юродивого, били его по голове и вытолкали из дома. Блаженный же, предвидя наказание Божие воеводе, выходя из дома, сказал ему: «Завтра у тебя с сеней свалится корова».

Воевода не обратил внимания на эти слова и не понял их. Но на другой день увидел, что пророчество блаженного сбылось. Жена его Акилина шла по сеням дома, запнулась, упала с высоты на землю и убилась до смерти. Безутешно плакал Третьяк о своей любимой жене и с горькою печалью похоронил ее. С того времени он стал почитать блаженного, часто с удовольствием принимал его в свой дом и даже сажал с собой за один стол.

Однажды блаженный был в доме у воеводы и предсказал, что скоро будет пожар. Воевода уже испытал на себе предсказание блаженного, но усомнился в этом предсказании. Но блаженный не переставал говорить как самому воеводе, так и остальным: «Будет пожар, молитесь Богу». Не только не поверили ему, но еще немилосердно избили его недобрые люди. С радостью потерпел это блаженный и пошел по улицам города.

Немного времени спустя после этого предсказания по попущению Божию в полдень загорелся Юрьевец. Воевода Третьяк, увидев такое наказание Божие, вспомнил пророчество праведника и послал по всему городу искать его и привести к себе. Посланные нашли его в Богоявленском монастыре на паперти, где он молился перед образом Богоматери за город и людей, и привели к воеводе. Воевода и граждане начали просить блаженного, чтобы он своими молитвами спас их от такого гнева Божия. Симон сжалился над ними и тайно молился Господу Богу, чтобы Он отвратил от города праведный гнев свой. Потом вдруг так сильно ударил воеводу по щеке в наказание за его неверие, что звук удара слышали многие близстоящие, затем он протягивает руку и указывает воеводе на огненный пламень от горевших домов – их уже много сгорело. И лишь только указал на горевшие дома, огонь начал гаснуть и пожар прекратился. Народ благодарил Царя Небесного за то, что он по молитвам праведника избавился от большой напасти.

Со временем в предсказания и чудеса Симона блаженного уверовали все жители Юрьевца и округи. Однажды житель Юрьевца Иосиф Зубарев переплывал Волгу на небольшой лодочке. На середине реки застигла его буря, от сильного ветра поднялись волны, лодка его наполнилась водой и начала тонуть. Утопающий отчаялся, но вдруг увидел на берегу Волги блаженного Симона и начал призывать его на помощь. И что же? Буря утихла, волны улеглись, и он переехал Волгу невредимым. Также чудесным исцелением закончилось обращение за помощью к Симону для священника Алипия, который подавился костью. Сбылось пророчество блаженного и в том, что на противоположном Юрьевцу берегу Волги через сорок лет после его смерти возникнет монастырь.

В 1584 году крутого воеводу Третьякова сменил и вовсе зверь – Федор Петелин. Однажды Симон взошел к нему в дом и вел себя, по обычаю, как юродивый. Воевода разъярился гневом на блаженного, как на проказника, сам своими руками начал его бить, велел бить его и своим слугам, таскать за волосы по земле, топтать ногами. И безжалостные слуги избили его до того, что он не мог и встать, от этих побоев блаженный занемог. Так как у Симона не было никакого жилья, то избитого его оттащили в подвал, постлали худую рогожу и бросили на нее. Здесь, страдая от ран, он изнемогал и ни от кого не было ему никакого утешения – ни от кого он не услышал даже слова сострадания. Болезнь его все усиливалась, и он увидел, что наступает конец его жизни. И вот, лежа на своей убогой постели, он всей душой обращается к Господу и всего себя предает его милосердию. Правда, час смертный страшен, страшны мытарства духов воздушных, нападения демонов, но блаженный, имея твердое упование на Предстательницу всего мира, Пречистую Владычицу Богородицу, непрестанно молился, чтобы Она помогла ему в страшный смертный час и охранила душу его от ненавистников – злых духов. Потом Симон попросил одного из слуг Петелина оказать ему последнюю услугу — сходить за духовным отцом. Слуга сходил и привел священника. Сердечно возрадовался блаженный, увидя пред собой духовного врача, и пред ним со слезами принес раскаяние Господу Богу, опасаясь, чтобы какой-либо грех не воспрепятствовал душе его взойти на небо.

Воевода, услышав, что блаженный скончался, сознался, что он виновник смерти его, поспешил к телу и, увидев умиление на лице и раны на теле, напоминающие ему как немилосердно и безумно поступил он с Симоном, увидев, что тело лежит на разодранной рогоже и непокрытое, припал к нему и безутешно плакал. При этом он бил себя по лицу, раскаивался в том, что сам он жил широко, ел сладко, а бедному не дал ни теплого угла, ни куска серого хлеба. Всякому он рассказывал о своем грехе против блаженного, не хотел утешиться, не хотел расстаться с телом его, так он сожалел о своем грехе и своим сердечным раскаянием хотел загладить свою вину. Для тела блаженного Симона он приготовил приличный гроб и своими руками положил его туда.

На погребение блаженного воевода велел созвать духовенство всего города. Узнав об этом торжественном погребении, из уважения к блаженному, сошлось на погребение его множество народа – не только жители города, всякого чина и возраста, даже женщины с грудными младенцами, но и жители окрестных селений.

Когда Федор пошел на погребение праведника, то без счету взял с собою в мешочек серебра, чтобы раздать его нищим и убогим. Возвращаясь с погребения, он приказал своим слугам позвать в свой дом священников, диаконов и весь причет церковный, а вместе с ними и монашествующих и всех нищих, приготовил для них обильную трапезу и сам всем им служил. Когда еще не собрались в его дом званые люди, захотел он узнать, сколько денег раздал в милостыню, и решил посчитать, сколько осталось. Сосчитав свои деньги, воевода удивился – все состояние его было цело, не убыло ни одной копейки – сколько денег было у него прежде, столько же осталось и после того, как он раздал нуждающимся.

Вот так окончил свою жизнь угодник Божий, блаженный Симон. Он радовался о Господе, жил так, что без сомнения стал в числе праведников, которые почивают на небе в месте светлом, в месте покойном, где уже нет ни болезней, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная и блаженная.

Те­ло его бы­ло по­гре­бе­но на тер­ри­то­рии Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря.

В 1635 го­ду игу­мен Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря Ди­о­ни­сий до­но­сил Пат­ри­ар­ху Иоаса­фу об ис­це­ле­ни­ях у мо­щей бла­жен­но­го Си­мо­на. Пат­ри­арх бла­го­сло­вил на­пи­сать ико­ну бла­жен­но­го и со­вер­шать ему служ­бу по об­щей Ми­нее. В 1666 го­ду бла­жен­но­му Си­мо­ну, Юрье­вец­ко­му чу­до­твор­цу, со­став­ле­на осо­бая служ­ба. Мощи святого покоятся в Богоявленской церкви, расположенной на Симоновой горе в центре Юрьевца. На родине блаженного в селе Оделево находится источник, который он ископал своими руками. По преданию, святой часто ходил в это место молиться. Ныне за источником приглядывают монахини Никольского женского монастыря г. Приволжска.

В сообщении использованы материалы сайтов

azbyka.ru, monasterium.ru, visitivanovo.ru

Просмотры: 250

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *