Божественная литургия в субботу по Рождестве Христовом

11 января с. г., в субботу по Рождестве Христовом, настоятель прихода мчч. Валентина и Пасикрата г. Ульма и прихода Сретения Господня г. Алена игумен Максим (Шмидт) совершил Божественную литургию в общине г. Алена. В этот день Святая Церковь среди прочих святых совершает память мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных.

Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа, пролившими свою невин-ную кровь за Спасителя мира. Хотя они сделались мучениками бессознательно, но это произошло по Промыслу Божию. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек – твой благодетель?». Здесь несколько медных монет – наша земная жизнь, которая рано или поздно заканчивается смертью, а золото – жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений мла-денцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и труда-ми всей жизни. Вифлеемские младенцы наследовали себе вечную жизнь в сонме Ангелов. Для них страдания были той таинственной дверью, которая привела их в Царство Небес-ное.

За литургией в связи с памятной датой о. Максим особо молился о упокоении приснопоминаемого архиепископа Феофана (Галинского): 10 января 1987 года, в субботу по Рождестве Христовом, в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске наречение архимандрита Феофана во епископа Каширского совершили митрополит Минский и Белорусский Филарет, председатель Отдела внешних церковных сношений, архиепископ Зарайский Иов, заместитель председателя ОВЦС, и архиепископ Воронежский и Липецкий Мефодий, председатель Хозяйственного управления Московской Патриархии. Хиротония состоялась на следующий день, 11 января.

По окончании богослужения настоятель обратился к молившимся с проповедью, а также поздравил всех с Рождеством Христовым и пригласил на праздничную Рождественскую елку в Ульм.

О Вифлеемских младенцах

«Едва успели Ангелы воспеть дивную песнь мира [о Рождестве Христовом], как на земле началась неслыханная война: с одной стороны – царь Ирод и весь Иерусалим, а с другой – Отроча Иисус и Его телохранители – младенцы Вифлеемские. И полилась тогда кровь сих младенцев-мучеников, и церковное предание говорит, что воинами безчеловечнаго Ирода умерщвлено в Вифлееме и его окрестностях до 14 000 малюток… Видно, у Господа Бога таков уж закон для земнородных: никакая радость, никакой мир на земле не стяжавается без скорбей и страданий…

Ирод не победил Божественнаго Отрочати: «Воинство младенцев, – по выражению святителя Филарета, – не предало Вождя своего в руки врагов, но своею кровию пожертвовало за жизнь всеобщаго Искупителя».

Архиепископ Никон (Рождественский)

<…> II. Размыслим, братие, о столь печальном событии и извлечем из него назидательные для себя уроки.

а) Первый урок тот, что в ослеплении страстей, чему подвержен был жестокий и властолюбивый Ирод и от чего всячески нужно хранить себя, можно совершить ужасныя злодеяния.

Трудно было бы поверить, братие, что Ирод, царь иудейский, совершил такое страшное злодеяние, если бы оно но подтверждалось не только евангельскою, но даже языческою историею. Как он мог решиться на такой поступок? Волхвы или мудрецы востока, руководимые чудною звездою, приходят во Иерусалим и спрашивают: «где есть рождейся Цар иудейский: видехом бо звезду его на востоце» (Мф. 2; 2). Вопрос смущает Ирода и весь Иерусалим, ожидавший тогда пришествия Мессии. Первосвященники и книжники иудейские, к которым обратился Ирод о месте рождения Христа, отвечали, что по предсказанию одного из пророков Христос должен родиться в Вифлееме. Всли бы Ирод мог сколько-нибудь разсуждать здраво: он понял бы, что тут совершается что-то сверх-естественное. Эта необыкновенная звезда, указывающая родившагося Младенца, это древнее пророчество о месте рождения Его ясно свидетельствовали, что здесь действует непосредственно Сам Бог. А что можно сделать против всемогущаго Бога? Но Ирод не разсуждает, Ирод слепотствует: он решается на борьбу с Богом, решается погубить Богомладенца.

Из-за чего все это? Из одного опасения, что родившийся Христос может лишить его – Ирода – царского престола во Иудее. Но Христос еще младенец, и много пройдет времени, пока Он возрастет; а Ирод уже стар, и может умереть гораздо прежде, как действительно и случилось.

Да притом Иудея находилась тогда под владычеством римлян, Ирод, царствовал в ней, как наместник римского императора. Чего же было опасаться Ироду, если бы даже вся Иудея возстала против него, объявив своим царем Младенца – Христа? Что могла сделать горсть иудеев против непобедимых тогда римлян? Но Ирод не разсуждает и слепотствует: он решается погубить Богомладенца. Как же он замышляет исполнить свое намерение? Сначала он думал совершить это обманом, тайно: он просит волхвов возвратиться к нему из Вифлеема во Иерусалим и рассказать, где они найдут Христа, обещаясь и сам сходить будто бы на поклонение новорожденному Царю иудейскому. Но когда волхвы, вразумленные свыше, не возвратились во Иерусалим: тогда Ирод не колеблется действовать открыто. Он дает повеление умертвить всех младенцев, имеющих не более двух лет, в Вифлееме и во всех его окрестностях, надеясь таким образом умертвить и Христа – Младенца. Страшное преступление совершено: четырнадцать тысяч невинных жертв пало, а цель Ирода не достигнута: Богомладенец спасен чудесным бегством во Египет.

Видите, братие, как ослепляют человека страсти и делают его безразсудным, а иногда и безчеловечным! Научимся же побеждать свои страсти или, по выражению св. апостола, «распинать» свою «плоть со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Не дадим им усиливаться в нас до того, чтобы они возобладали над нами и увлекали нас по своему слепому произволу. Будем слезно просить помощи свыше в часы искушений. Будем заботиться, чтобы даже в минуты тяжких искушений сохранялся в нас разсудок и освещал нам ту бездну, в которую мы готовы устремиться: от многих падений и злодеяний мы удержались бы, если бы при искушениях умели возвышаться мыслию, умели опомниться и осмотреться.

б) Второй урок, который мы извлекаем из евангельского повествования об избиении 14,000 вифлеемских младенцев, состоит в том, что дети должны ценить слезы своих матерей и вообще любовь к себе родителей.

Льются по повелению жестокого Ирода ручьи неповинной крови младенческой, текут горькие слезы. «Глас в Раме слышан, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет» (Матф. 3, 18). А больше всех плачут матери осиротевшия!

Кто может жалеть дитя так, как жалеет родная мать? Иаир просил Господа исцелить его умершую дочь, и Господь воскресил ее, жалея отца. А вдовица наинская, у которой несли хоронить единственного сына, уже и не просила Его. Господь без просьбы воскресил его. «Не плачь!» видно горьки материнские слезы!

А так ли, братие, дети любят своих матерей! Так ли поят, кормят, одевают и ласкают свою мать старуху, как она холила их, когда они были безпомощными младенцами? На этот вопрос страшно и стыдно отвечать. Бывают, правда, редкие, но ужасные случаи, что сын едва успеет достигнуть зрелаго возраста, уже забывает отца своего и матерь, и знать их не хочет. Сын напьется пьяный – на выговоры матери отвечает дерзостями, ругает бранным словом – это ее, свою родительницу, свою няньку, свою кормилицу, своего дорогого, своего милаго друга! Как на это поворотится у него язык!

Бывает, как слышно, – иной пьяный изверг поднимает руку на мать… И надо дивиться долготерпению Божию, если эта рука не отвалится, если гром небесный не грянет, если земля живьем не проглотит нечестивца! Но видно Господь ждет от них покаяния, хотя иногда страшно карает нераскаянных, то ужасною и мгновенною болезнию, то внезапною смертию, то какими-либо неожиданными бедствиями.

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет», – заповедано в ветхом завете. «Иже злословит отца своего или матерь, смертию да умрет», предписывает св. пророк Моисей. Положим нынче это не исполняется, но ведь на суде Божием все, все вспомянется! Матерь Божия, Заступница рода христианскаго, не заступится за тех, которые огорчили мать свою. Господь Иисус Христос, праведный Судия, Который, и умирая на кресте, заботился о Матери Своей, с гневом изречет им: «идите от Мене проклятии во огнь вечный».

Протоиерей Григорий Дьяченко.
Из книги «Полный годичный круг кратких поучений,
составленных на каждый день года»

Просмотры: 38

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *