Божественная литургия в субботу 28-й седмицы по Пятидесятнице

28 декабря с. г., в субботу 28-й седмицы по Пятидесятнице, настоятель прихода мчч. Валентина и Пасикрата г. Ульма и прихода Сретения Господня г. Алена игумен Максим (Шмидт) совершил Божественную литургию в общине г. Алена. В этот день Святая Церковь среди прочих святых совершает память сщмч. Илариона, архиепископа Верейского (1929 г.).

По окончании Божественной литургии о. Максим обратился к молившимся с проповедью, а также напомнил, что рождественский пост приближается к самой строгой своей части, и пригласил всех на праздничные богослужения в Ульм.

Священномученик Иларион:
«Всё сором счесть и только единому Богу и Его святой Церкви
служить — выше этого нет и быть ничего не может!»

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, — выдающийся иерарх и один из крупнейших церковных деятелей XX века, ученый и церковный писатель, богатырь духом и телом, чудесной души человек, наделенный Господом незаурядными богословскими дарованиями, непревзойденный оратор, жизнь свою положивший за Церковь Христову. Самый молодой в свое время архимандрит, имя которого значилось на Поместном Соборе 1917–18 гг. в числе кандидатов на патриаршество, он был ближайшим помощником священноисповедника Тихона, Патриарха Московского, активнейшим борцом с обновленческим расколом.

Анатолий Краснов-Левитин, писатель-мемуарист, участник обновленческого раскола, писал: «Трудно было придумать для Патриарха Тихона лучшего помощника, чем епископ Иларион. Великолепный, пламенный проповедник, умевший говорить просто и эмоционально, ревностный служитель алтаря, владыка Иларион пользовался огромной популярностью среди московского духовенства и буквально обожанием народа. Самая внешность: богатырский рост, белокурая борода, иконописные тонкие черты лица – импонировали своей величавостью, строгим изяществом, своеобразной картинностью. “Вот настоящий русский святитель”, – невольно приходила мысль каждому, кто видел Илариона…

Он в эти дни переговорил с сотнями священников, мирян, монахов и монахинь, договорился с приходами о чине их присоединения к Патриарху, разработал чин покаяния, принял тут же десятки обновленцев, пришедших к Патриарху с покаянием. Благодаря неукротимой энергии этого человека церковная организация в Москве была восстановлена в два дня».

Основной характер жизни священномученика Илариона можно определить двумя словами: служение Церкви. Оно было основным мотивом и главным смыслом его жизни. Церкви были посвящены его богословские сочинения, его деятельность в должности инспектора и преподавателя Московской Духовной Академии и в архиерейском сане.

Неоценимую помощь Патриарху Тихону владыка Иларион оказал в разоблачении обновленческого раскола и возвращении отпавших в Церковь. За верность единой, святой, соборной и апостольской Церкви священномученик Иларион готов был претерпеть любые скорби. «Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю», — отвечал он на предложения примкнуть к раскольникам.

Выпавшие на долю исповедника Христова испытания не озлобили и не сломили его, но лишь закалили характер и усовершенствовали добрые качества его души. «Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными, — вспоминал соузник Владыки по лагерю, — Он доступен всем, он такой же, как и все, с ним легко всем быть, встречаться и разговаривать».

Сохранив верность Христу и Его Церкви, претерпев за это от большевистской власти гонения, заключения, ссылку и шесть лет Соловецкого лагеря, он был одним из наиболее авторитетных представителей «соловецкого епископата». Благодаря тому, что он умер не в лагере, а в тюремной больнице его похоронили не в общей могиле (как большинство мучеников XX века), а предали подобающему архиерею погребению.  Незадолго до смерти он произнес: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмёт…»

Опыт жизни таких людей, как священномученик Иларион, показывает, как в любых обстоятельствах жизни нужно стараться видеть невидимую руку Божию и воспринимать все, происходящее с нами, как Его волю о нас — не всегда для нас понятную, но всегда благую и совершенную (см.: Рим. 12, 2). Это вселяет в нас мир душевный и упование на Бога, только благодаря которым мы можем переплыть море настоящей жизни и достичь спасительной пристани Царствия Божия.

«Господь всеведущ, а мы близоруки. Помолимся, чтобы Господь устроил все наши дела по Своему Божественному Промыслу, который превыше всех наших дум, гаданий и опрометчивых решений. Положимся во всем на волю Божию, подчиним ей свою волю, но только добровольно, при наличии полного внутреннего и непринужденного расположения духа. Господи! Да будет воля Твоя! <…> Промысл Божий прав всегда. И если Он попускает нам испивать горечь современной жизни, то это при несомненном доверии Богу есть единственно спасительный путь для нас».

Составлено по материалам сайтов
pravoslavie.ru и monastery.ru

Просмотры: 31

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *