Божественная литургия в субботу 17-й седмицы по Пятидесятнице

12 октября с. г., в субботу 17-й седмицы по Пятидесятнице, настоятель прихода мчч. Валентина и Пасикрата г. Ульма и прихода Сретения Господня г. Алена игумен Максим (Шмидт) совершил Божественную литургию в общине г. Алена. В этот день Святая Церковь среди прочих святых совершает память сщмч. Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского и Латвийского, зверски убитого в 1934 году.

По окончании Божественной литургии о. Максим обратился к молившимся с проповедью.

Памяти владыки Иоанна (Поммера).
Из воспоминаний о нём брата Антона Поммера.
Цитаты из интервью газете «Сегодня» 1934 год, № 283

Антона Андреевича Поммера, брата владыки Иоанна, связывало с ним не только кровное родство, но и долгие годы дружбы и совместной жизни.

Житие архиепископа Иоанна (Поммера), предстоятеля Латвийской Православной Церкви,  без труда можно найти на православных сайтах. Он был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Зарубежом (РПЦЗ) в 1981 году.  В 2001 году решением Священного синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата был прославлен к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Будучи по своему характеру человеком исключительной трудоспособности и волевой устремленности, покойный был пастырем-воителем. Он всегда и всюду боролся со всем грязным, нечистым и злым, в особенности осуждая бесчестные поступки по службе. К таким делам и к таким людям покойный испытывал отвращение. Родившись сыном простого крестьянина, он, благодаря своему труду, энергии и успешно совершенным ревизиям в духовных учреждениях России, скоро достиг высокого поста.

Наша семья является старинным латышским семейством в Прауренской волости, Мадонского уезда. Еще в начале прошлого века наш дед перешел в православие и его сын Андрей, т.е. наш отец, был большим ревнителем православного вероисповедания. За это ему и его отцу пришлось перенести гонения. Помещик граф Сивер выселил моего деда со всем семейством в лес, где отец устроил хозяйство, в настоящее время принадлежащее брату Андрею. Условия нашей жизни, как новопоселенцев, не были блестящими. Но отец, качества которого унаследовал покойный владыка, был чрезвычайно работящим и строгим к себе и другим хозяином. Он живо интересовался просвещением и, принимая участие в движении народного пробуждения, старался дать своим сыновьям образование.

Недостаток средств не позволил всех детей отдать в гимназию. Поэтому пришлось на казенный счет учиться в духовной семинарии. Покойный при прохождении наук в семинарии, показывал блестящие успехи. Он живо интересовался также просвещением края и принимал также участие в поездках хора «Перкона» по Видземе и Курземе. Во время летних каникул мой брат очень усердно работал в хозяйстве отца, делая все сельскохозяйственные работы. Никогда, в течение всей своей жизни, он не прерывал связи со своими родными. После окончания духовной семинарии он работал некоторое время в качестве народного учителя в Лаздинях, Ляудоне и Лиепае. В 1900 году он поступил в киевскую духовную академию. И будучи студентом 4-го курса постригся в монахи. <…> его письмо из Киева с сообщением о принятии монашеского пострига, оставило сильное впечатление на всю нашу семью. Правда, нас это не особенно удивило, так как покойный брат всегда имел склонность к уединению, был замкнутым и не любил шумного и веселого общества. Наш же покойный отец гордился своим старшим сыном.

<…> меня он сильно поддерживал в то время, когда я был воспитанником духовной семинарии, а впоследствии полностью содержал во время моих студенческих лет, которые я провел в Варшаве, проходя курс наук на историко-филологическом факультете варшавского университета. Но и других своих родных он поддерживал и материально, и морально до самого последнего времени. Двери его дома всегда были открыты для всех. Для всех у него находился совет и помощь. Навещавшие его знают, что у покойного владыки всегда толпился народ, с утра до вечера к нему шли кто с прошением, кто со своими печалями, кто за помощью. Работая много лет вместе с ним, мне приходилось видеть, каким отзывчивым бывал архиепископ Иоанн. Он всех старался успокоить, особенно печальных веселою шуткою, бедным помогал.

Стихотворение, написанное неизвестным автором, в обработке Юрия Касянича

 

К 21 октября 1934 года

Ушел… Уж больше не вернется
Твой образ к нам, Владыка дорогой!
И вот теперь вся скорбь души проснется
Что ты не встанешь из земли сырой.
Тебя мы не увидим, не услышим,
«Бова силачь», на кафедре святой…
Твой глас, что верой и любовью дышит,
И крест, наложенный твоей рукой.
В кончине страшной, мучимый страданьем,
Когда во тьме сокрытою рукой
Ты был замучен, принял поруганья –
Обрел ты царство жизни вечной и святой!

Изучайте жития и наследие новомучеников и исповедников российских, больше узнавайте об этих людях – столь близких к нам исторически, духовно, территориально, а для некоторых даже родственно. Кем были они, как и чем жили, чем они были похожи на нас и чем отличались, почему смогли предпочесть земному – небесное, материальному – духовное, временной жизни – вечную жизнь, видимому миру – мир невидимый Царство Небесное. 

Протоиерей Сергий Правдолюбов, дед которого –  священноисповедник Сергий Правдолюбов – причислен к лику новомучеников, пишет: «В наши дни почитание мучеников XX века не стало всеобщим и повсеместным по простой причине – из-за ослабления веры, отсутствия традиции передачи мировосприятия от отца к сыну, отсутствия церковного воспитания в детстве и засилья долбящего в голову стандартного телевидения, очень далеко отстоящего от христианского мировоззрения. Важность почитания святых мучеников заключается в том, что это почитание является показателем степени церковности, свидетельством православной веры, плодом и результатом духовной жизни».

В сообщении использованы материалы
сайта
azbyka.ru

Просмотры: 33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *