Божественная литургия в день памяти прмц. Анастасии Римляныни

11 ноября с. г., в субботу 23-й седмицы по Пятидесятнице, в приходе Сретения Господня г. Алена была совершена Божественная литургия. В этот день Святая Церковь среди прочих совершает память преподобномученицы Анастасии Римляныни (около 249-259 гг.).

Сила Христова

В середине ІІІ века император Деций поднимает новую волну гонений на христиан. Римский градоначальник Пров по повелению кесаря приказывает привести на суд юную христианку Анастасию. Рано потерявшая родителей и воспитанная при монастыре игуменьей Софией, Анастасия с удивительным спокойствием и мужеством предстает перед мучителем. Всесильная римская государственная система снова сталкивается с силой, источник и природу которой понять не могла. Правители привыкли видеть в глазах осужденных страх, стенание о пощаде, привыкли силой мучений заставлять молчать даже самых дерзновенных бунтовщиков. Однако в глазах святой Анастасии было нечто иное. Ни непоколебимости жизненного опыта, ни уверенности в силе единомышленников, ни внешней силы убеждений – ничего этого в ее юных глазах не было. Лишь чистота мыслей и отсутствие озлобленности на жестокий мир свидетельствовали о мужестве юной христианки. Она, вопреки ожиданиям Прова, говорила не о необходимости борьбы с несправедливым правительством, не сыпала проклятиями в адрес гонителей, не плакала о рано оборвавшейся жизни, но свидетельствовала о верности Тому, Кого признавала единственной целью своей жизни. И это еще больше досаждало мучителям, так что, наконец, в ярости они отсекли ей язык…

Мужество юной мученицы Анастасии не может не удивлять. Однако это не героизм, на который человеческая душа в определенных обстоятельствах оказывается способной даже вопреки собственному рассудку. Это нечто иное. Ее сила имела несвойственную для мирского понимания окраску чистоты, кротости, целомудрия, смирения. Она намного ближе к нашей жизни, чем героизм. Это сила маленьких шагов, по меткому выражению Экзюпери.

Здесь мы встречаемся с евангельской силой, о которой не раз свидетельствуется в апостольском благовестии. В Евангелии от Марка мы видим, как иудеи дивились словам Спасителя, «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (Мк. 1:22). Видя же, с какой силой Господь повелевает духам нечистым, как одним лишь словом исцеляет неизлечимо больных, жители Палестины спрашивали друг друга: «Что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (Мк.1:27). Все это явление той силы, которую Господь обещал и верным ученикам Своим: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин.14:12). Вот в чем смысл мужества мучеников – в познании истинной цели жизни через причастность Христу.

Таким образом, терпение, чистота, кротость юной девы Анастасии должны вдохновлять и нас. Это не чрезвычайное явление необычных обстоятельств, но сила христианской жизни. Ее смысл определяется целью. Все зависит именно от этого – насколько Христос, Его Благовестие войдут в нашу жизнь как первая и самая главная цель. Вот в чем заключается победа христианина над миром, над его неблагоприятными обстоятельствами, а самое главное – над угнетающей обыденностью. Именно здесь совершается самая главная борьба за сердце человека. И если душа христианина сможет в однообразии будней сохранить стремление жить по Евангелию, если в этих обстоятельствах она образует в себе единый центр сознания, укорененный во Христе, тогда сила Спасителя, побеждающая злобу мучителей, откроется сердцу христианина. Без этой первой победы, победы над собой в самых привычных обстоятельствах будней, второй победы – над дьяволом – достичь невозможно. Таков закон духовной жизни: здесь есть Христос и ноль, и чем больше что-то другое, помимо Христа, приобретает для нас значение, тем меньше места в нашей жизни остается для самого важного – для Евангелия.

Христианин не борется за блага завтрашнего дня. Его победа над собой совершается здесь и сейчас. Для него не уверенность в будущем имеет значение, но искренность стремления быть со Христом в конкретный момент настоящего. Остальное – политические обстоятельства, гражданские преобразования, судьба истинных ценностей в обществе – все это для христиан определяется мерой их участия в победе над собой, над своими греховными устремлениями, мерой их приближения ко Христу. Вот где начинается сила, дающая мужество юным, вдохновляющая труды целеустремленных, укрепляющая в терпении страждущих, дарующая надежду немощным.

Святые мощи

В описи 1680-1681 гг. Благовещенского собора Московского Кремля упоминается ковчег с частицей мощей Анастасии Римляныни.

В 1860 годах архиепископ Волынский Модест (Стрельбицкий) привез в Житомир дар Антиохийского Патриарха Иерофея – главу святой Анастасии Римляныни. По смерти своей он завещал её Житомиру. Заступивший на Волынскую кафедру архиепископ Антоний (Храповицкий) позаботился, чтобы глава святой «явилась открытою для всех христиан Волынского края». И в 1903 году с разрешения Священного Синода глава преподобномученицы была торжественно перенесена в кафедральный Житомирский Преображенский собор. В том же году архиепископ Антоний, исполняя волю покойного владыки Модеста, открыл в цокольной части собора Свято-Анастасиевский храм – над могилами архиепископов Модеста и его предшественников Агафангела и Тихона. Именно тут и были положены мощи святой в роскошной кипарисовой раке, обитой серебром. В 1935 году Свято-Анастасиевскую церковь закрыли и осквернили, а мощи таинственно исчезли. Но в 1941 году, когда храм был открыт опять, глава святой возвратилась. После войны храм снова закрыли, а мощи исчезли при таинственных обстоятельствах.

В настоящее время мощи святой Анастасии находятся в афонском монастыре Григориат.

В сообщении использована

статья Романа Савчука

на сайте pravoslavie.ru

 

Просмотры: 32

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *